Деревня Кожланур (Сабанцево)

Несуществующая деревня Кожланур была расположена  в 9 км северо-западнее д. Портянур. В ХIХ в. она относилась к Ирмучашской волости Уржумского уезда Вятской губернии. В 1920-е годы деревня была в составе Русско-Кугунурского сельского совета Сернурского кантона. С 1931 г. состоит в ведении Параньгинского района.

Название свое деревня получила от основавших ее марийцев. Оно обозначает участок поля (поляну) в лесу. Русские между собой селение называли починок Сабанцево - по фамилии первых переселенцев.

Деревня была основана на живописном месте,  вдоль речки Копшерка, на левом ее берегу. С запада селение огибали так называемые Антипкины горы. К северу раскинулись землевладения деревень Пигильмаш и Богатыри, с юга, на другом берегу речки, виднелись огороды жителей д. Чебер-Юла.  В весеннюю и летнюю пору селение утопало в зарослях черемух и берез, вишен и сиреней. С ранней весны его окрестности оглашались пением скворцов и соловьев.

На северо-востоке, примерно в полукилометре по дороге в Пигильмаш, находится “Святой ключ”. В день святой Богородицы 21 сентября сюда собирались жители окрестных деревень православной веры, чтобы принять участие в молебне. Имелась часовенка, которая была разрушена в 1930-х годах.

Время основания Кожланура не известно. В начале ХVIIIв. марийцы покинули эти места. В конце XVIII- начале XIXв. на пустующих землях поселились русские крестьяне. 1859 г. в починке Кожланур было 5 дворов, 43 человека. Через 10 лет здесь уже насчитывалось 10 дворов, 90 человек. Русские крестьяне держали 25 рабочих и малолетних лошадей, 50 голов крупного рогатого скота, 130 овец и 30 свиней.

Жители починка являлись прихожанами  Петропавловской церкви с. Юледур,  а с 1915 г. - Русско-Кугунурской православной церкви во имя святого Алексия, митрополита Московского, там же было кладбище. Ежегодно 12 июля они отмечали общий престольный праздник — Петров день. Соблюдались все религиозные обряды. Распространенные фамилии жителей — Сабанцевы, Жолобовы, Марьины.

В русских деревнях пожилых мужчин было принято называть по имени и отчеству — Иван Васильевич, Василий Матвеевич. Жен обычно звали по мужу — Иваниха, или просто по имени — Марья, Настья.

Судьба малой д. Кожланур тесно переплелась с судьбой миллионов жителей России. Ее жители воевали еще в русско-японской, первой мировой и гражданской войнах. Евдоким Дмитриевич Жолобов в войне с японцами стал дважды Георгиевским кавалером. Семен Васильевич Сабанцев служил в царской армии, играл в духовом оркестре. Афанасий Матвеевич Сабанцев в гражданской войне бил адмирала Колчака, служил в Красной Армии. Вернувшись с гражданской, из дома убрал все иконы. В колхозе работал фуражиром. Умер в 1940 г., простудившись, когда в весеннюю распутицу переносил через разлившуюся речку детей по пути в школу.

В 1915 г. в починке Кожланур проживало 96 человек (15 дворов). Через 8 лет здесь насчитывалось 20 дворов, 84 человека, все русские. В 1925 г. численность населения составляла около 100 человек. До 1930 г. в деревне работали: лавка, ветряная мельница, принадлежащие И.Д.Жолобову, кузница П.Д.Сабанцева, овчинная мастерская А.М.Сабанцева. В деревне проживал пимокат Загребин П.Ф. Предприниматель И.А.Жолобов занимался разведением лошадей и их продажей. В каждой семье имелись ткацкий и прядильный станки - самопрялки, льномялка, приспособления для мотания ниток, обработки льноволокна и др. предметы ткачества.

Основное занятие населения — земледелие. Сеяли рожь, овес, ячмень, лен, картофель. Крестьяне имели покосы, т.к. в каждом хозяйстве держали лошадь, корову, овец и домашнюю птицу.

Постройки крыли тесом — амбары, дома, хлева -  соломой. У более зажиточных были пяти-стенные дома, каменных домов не было.

В 1932 г. в деревне проживало 98 человек, все русские, было 17 дворов. С началом коллективизации в деревне был организован колхоз им. Ворошилова. Первым председателем избрали Ивана Никифоровича Сабанцева. Первоначально в колхоз вошли только неимущие крестьяне, затем пошли и середняки. Колебания продолжались долго, иногда отец с сыном были в колхозе, а мать с дочерью - не вступали.

Организация колхозов проходила очень не гладко. После публикации в газете “Правда” известной статьи И.В.Сталина колхоз совсем распался, но через некоторое время вся деревня стала колхозной.

Были раскулачены хозяйства И.Д.Жолобова и П.Д.Сабанцева, они уехали из деревни, а Г.Д.Сабанцев был репрессирован. Кузница была передана колхозу, мельница скоро разрушилась, лавку прикрыли, имущество конфисковали. Предприниматель И.А.Жолобов навсегда покинул деревню. Овчинная мастерская действовала до 1940 г.

В первые годы существования колхоза колхозники получали по 9—12 килограммов зерна за трудодень. Колхоз укреплялся. Приобрели трактор “Универсал”, купили сеялку, жатку, косилку, веялку. На колхозном току работала конная молотилка, были построены овин и гумно, склады и конюшни, хлева для коров и овец. По воспоминаниям Михаила Сабанцева, на работу колхозники выходили дружно, на пахоту и сенокос, уборку и скирдование выезжали все мужики во главе с председателем Иваном Никифоровичем. Колхоз процветал, колхозники стали жить лучше, зажиточнее, деревня застраивалась.

В 1935 г. колхоз им. Ворошилова присоединили к соседней деревне Чебер-Юла. Колхоз стал называться им. Сталина, а деревня Кожланур стала бригадой №2. В 1939 г. в деревне проживало 66 человек, 31 мужчина и 35 женщин.

В грозные годы войны большинство мужчин было призвано на фронт. Всего из деревни ушли 20 мужчин, лишь 14 из них вернулись живыми. Погибли на фронте П.П. Прозоров, М.И. Жолобов, Н. Жолобов, Сабанцевы. Трое кожланурцев пережили ужасы фашистского плена.

Из семьи Афанасия Матвеевича и Марии Исааковны Сабанцевых  ушли на фронт 4 сына — Михаил, Алексей, Иван и Андрей. Все они вернулись с боевыми наградами. Михаил Сабанцев, выпускник  Казанского юридического института, служил военным юристом. Защищал Ленинград, освобождал Выборг, где работал военным прокурором гарнизона. Награжден 3 орденами и 12 медалями, в звании подполковника ушел в запас. Был почетным гражданином города Выборга, умер и похоронен там же.

Его брат Алексей прошел войну тоже с первого до последнего дня. Воевал на Северо-западном и Калининском фронтах. Награжден орденом Отечественной войны и медалями. Третий брат Иван воевал за Сталинград, Харьков, Кировоград, освобождал Венгрию и Румынию. Награжден орденом Отечественной Войны II степени, медалями, служил на территории КНР. В последующие годы работал в органах МВД, на пенсию ушел в звании подполковника. Младший из братьев Андрей защищал  Ленинград. После войны работал в колхозе “Колос” и “Маяк”. Погиб в автокатастрофе.

Жизнь в деревне в годы войны была трудна и горька. Работали женщины и дети, подростки и старики. Колхозные поля обрабатывали 12—15-летние подростки. Колхозом руководил Василий Бусыгин.

Весенний сев и уборка длились по месяцу. Не хватало семян, весь хлеб сдавали государству. Лошади из-за отсутствия кормов были изнурены. На весенний сев выходили женщины с пудовыми ситевами — лукошками с семенами. Приходилось за семенами весной ходить в пункты заготзерна пешком и тащить на себе по полтора пуда зерна.

На каждое хозяйство доводился налог — мяса 40 кг, масло — 8 кг, яиц — 100 штук, шерсти — 1 кг с овцы. Каждый год проходила обязательная подписка на заем.

Колхозники голодали. Питались гнилой картошкой, которую собирали весной на вытаявшем поле, ели траву, лебеду, все, что можно было жевать. Не хватало одежды и обуви. В хозяйствах колхозников уменьшилось количество скота. В зимнее время не хватало топлива. Приходилось спиливать деревья около речки. Нередко топили печи соломой, хворостом.

После войны деревня не могла оправиться от разрухи. В 1950 г. осталось в деревне всего 9 дворов. В 1951 г. произошло объединение 4 деревень в один колхоз, его назвали “Колос” с центром в д. Чебер-Юла.. Колхоз стал крепче, но малые деревни стали пустеть.

На основании Указа Президиума Верховного Совета МАССР от 22.04.1960 г. д. Кожланур была объявлена слившейся с д. Чебер-Юла. Жители Кожланура стали уезжать.

В 1990-м г. на территории деревни оставался один дом, в котором жила М.Г.Жолобова. По всей стране разъехались ее жители — в Параньгу, Куженер, другие села и города. Дети и внуки кожланурских мужиков стали врачами, инженерами, бухгалтерами, экономистами, балеринами.