Куянково — триста лет истории

Татарская деревня Куянково Алашайского сельского поселения расположена в 7,5 км  на северо-востоке от районного центра — поселка Параньга, недалеко от устья реки Ляж при ее впадении в Нолю.

В конце 18 начале 19 века входила в состав Параньгинской, затем  Турекской волостей Уржумского уезда Вятской губернии. В 1920 году вошла в состав Марийской Автономной Области, относилась к Сернурскому,  Мари-Турекскому кантонам. С апреля 1931 года деревня находится в ведении Параньгинского района.

Исторически  деревня Илеть-Кукмор (теперь Куянково) являлась центром одноименной волости Алатской дороги (даруги) со времен Казанского  ханства.  Можно утверждать, что деревня основана около 500 лет назад.  Название Куянково появилось чуть позднее, к 1795 году. В данных Ревизской сказки этого периода населенный пункт указан как Илеть-Кукмор Коянково тож.

На данный момент историю деревни можно проследить по архивным документам, начиная с 1699 года. По Доимочной книге ясачных селений Алатской дороги Казанского уезда за тот год отмечено, что в волости Илеть-Кукмор проживало 17 марийских семей. Действительно в архивных документах показано, что до 1725 г. деревня Илеть-Кукмор  была марийской. Согласно фактам, зафиксированным   в период между первой и второй ревизиями (1719 -1745 гг.) ясачных черемис, в деревне Илеть-Кукмор  Алатской дороги Казанского уезда  убыло 85 ревизских душ (мужского пола, включая мальчиков всех возрастов), из них померло — 36, отданы в рекруты — 9, перешли той же Ильчебаевой сотни Апачева в разные места жительства 35 душ, в том числе  в новопоселенную деревню Уланур (Олоры) — 25 ревизских душ,  в новопоселенную деревню  Усю Сала (Усола) — 9 ревизских душ, в новопоселенный починок Чекманур  — один человек.

      

По ним же можно понять, что Усола  основана в 1724 году, а Олоры — в 1725 году. Также надо отметить, что в 1737 году мариец Яшмурза Ишполдин был отправлен в крепость Азов.

Именно в этот период начинается массовое переселение татар в Куянково из соседней деревни Кукмор (ныне Тоштоял).  Первыми перешли семьи Кадырмамета Альмаметева (1684 г.р.), Айбулата Байкина (1679 г.р.), Маметея Альмаметева (1695 г.р.) и Бектейки Байкина (1665 г.р.). А всего за период с 1725 по 1745 годы перешли 24 души мужского пола. Надо отметить, что хотя деревня Кукмор обозначалась как татарская, там также проживали и марийцы. Всего в этот период данный населенный пункт покинуло 50 ревизских душ. По анализу архивных материалов понятно, что после таких больших переселений среди татар и мари  деревню Кукмор, место прежнего проживания, начали называть Иске авыл, Тоштоял (Старая деревня). Эти данные нам предоставил наш земляк, уроженец деревни Купай, а ныне житель Москвы Рафаиз Нурмухаметович Гайнанов.

По легендам, деревня Куянково основана переселенцами из деревни Хасан Шаех нынешнего Арского района Республики Татарстан. Эти сведения из народной памяти, видимо, относятся к деревне Кукмор (Тоштоял).

11 сентября 1740 г. императрица Анна Иоанновна подписала именной указ о массовой христианизации иноверческих народов России. В архивном документе отмечено, что в деревне Илеть-Кукмор  Алчибаевой сотни Аспачева к этому времени была одна мечеть при пятнадцати дворах. В тот год она была разрушена. Здесь же записано, что новокрещенных  в оной деревне не имеется, а  по рассказам   жителей показано, что  мечеть была построена в 1734 году.

По данным III Ревизской сказки 1762 года в Илеть-Кукморе (Куянково) проживало 70 жителей. Среди них отмечен и Курмаш Курманаев (1712 г.р.) — родоначальник Курмашевых. Как указано в архивном документе, он являлся старостой деревни. Его отец Курманай Кильмаметев (1694-1755), как и остальные татары, переехал в Куянково из Тоштояла. В 1795 году в деревне проживало 190 человек. Начиная с этого периода, рядом с Куянково упоминается татарский починок Ляжмучаш, который возможно распологался в районе нынешней западной части деревни. По архивным материалам становится ясно, что он был основан в 1807 году молодыми людьми, переселившимися из Куянково. По плану Генерального межевания Уржумского уезда,  составленному в начале 19 века, деревня начиналась в районе современной мечети,  тянулась до пруда, который сейчас разделяет деревню на две части. В 1811 году отмечено 41 домовладение и 113 человек мужского пола, среди них  два брата Курмашевых — Бикчантай и Мурас. Род Курмашевых, проживавших в деревне,  со временем стал богатым.  Забегая вперед, скажем, что в середине 19 века в их владении оказалась  бумажная фабрика и мельница  промышленников Маматовых  во вновь поселенном починке Юшто-Памаш (Студеный ключ) Параньгинской волости (ныне место, где находился починок, расположено на территории Мари-Турекского района, на границе с Параньгинским районом, недалеко от Олор).  К тому же им досталось более 21 десятины земли по речке Илеть, где были поселения китнинской и елкинской мельниц.

На левом берегу речки Ляж располагался  татарско-марийский починок Кошпаев (позднее Татарский Кошпай, ныне ул.Животноводов д.Куянково). На самом берегу реки Ноля при впадении в нее речки Ляж отмечен починок Кумачной фабрики  Маматовых (позднее Прикум-Фабрика, сейчас ул.Зеленая д.Куянково).   Известно, что кумачной фабрикой, располагавшейся здесь, в 1816 году управлял Мухаметдамин Манасыпов-Маматов.

По VII Ревизской сказке 1816 года в Куянково также 41 двор, мужского пола 111 человек, а женского — 126. По данным за 1834 год  в деревне проживало 351 человек, количество дворов осталось прежним с 1816 года. Жизнь в деревне регулировалась устоявшимися традициями, контролируемыми местным мусульманским духовенством. Новая деревянная мечеть  была построена в 1825 году через 85 лет после сноса первой мечети. При ней работала частная начальная школа, в которой 10 мальчиков и 15 девочек обучали арабской азбуке, письменности и Корану.

В 1850 году в Куянково проживало 526 человек в 56 дворах. Это отмечено в данных IX Ревизской сказки. Показан здесь и Указной мулла, в те годы им был Фатхулла Бикчантаев (1820 г.р.). В документе, подтверждающем эти данные, стоит подпись сельского старшины Рахматуллы Бикбова. Здесь же указано, что четыре семьи в количестве 18 человек переехали в Куянково из починка Студеный ключ (Юшто-Памаш), а именно семьи Мухаметрахима Мурасова, Мухаметгалея Ягудина, Хамита Каримова и Рахимкула Рафикова. Куянковцы были государственными крестьянами и исправно поставляли рекрутов для военной службы в царской армии. Так за период с 1834 по 1850 годы на 25-летний срок службы было призвано 11 молодых ребят.

По данным X Ревизской сказки, проведенной в 1858 году, в деревне проживало 633 человека, а количество дворов стало 63. Через 10 лет количество дворов выросло почти в два раза, а вот количество жителей сократилось на 32 человека. Крестьяне занимались сельским хозяйством, животноводством. Содержали 220 лошадей, 340 голов крупного рогатого скота, 395 овец, 46 коз, 15 ульев пчел. Местные пчеловоды за год собирали 3 пуда 30 фунтов меда. Деревня имела две водяные мукомольные мельницы.

К 1884 году Куянково — большая деревня, состоящая  из 181 двора, 312 ревизских душ, с населением численностью 1011 человек. Община владела 2069 десятинами земли. Крестьяне держали 180 лошадей, 166 дойных коров и других домашних животных.  Одна из куянковских мельниц принадлежала Тухватулле Сайфутдинову, имеющему 16 десятин земли, на которой в свое время действовала фабрика Маматовых по производству кумача. Архивные данные по деревне за 19 век предоставил краевед из Алашайки Наиль Габдулхакович Бариев.

К началу XX века деревня Куянково становится крупным селением. В 1905 году в 253 дворах проживало 1413 человек (703 — м.п. и 710 — ж.п.). Функционировали две мечети: Верхняя (была перестроена заново в 1906 г.) и Нижняя (построена в 1913 г.), каждая из них имела медресе. В Верхней мечети муллой служил Ахмед Курмашев, а затем — его сын Газиз.

В Уральском торгово-промышленном адрес-календаре за 1909, 1915 годы указано, что в Куянково работало несколько магазинов, а именно мануфактурный, бакалейный и колониальных товаров. Все они принадлежали братьям Табековым (в некоторых документах они указываются Тубековыми). Достоверно можно утверждать, что сохранившиеся в центре деревни кирпичные здания (магазин и склад) принадлежали им. Гайса, Сафа и Хабибрахман Табековы также владели мануфактурным магазином в Параньге и мукомольной мельницей близ деревни Алашайка.

Уржумское земство, понимая важность распространения среди татар светского образования, в 1914 году открывает в деревне одноклассное земское училище. Однако крестьяне не хотели отдавать своих детей туда. В 1916 году здесь училось только 15 мальчиков при двух учителях.

В первые годы советской власти жители деревни показали себя активными сторонниками революционных перемен. В годы гражданской войны в деревне была создана первая комсомольская ячейка, которую возглавил Сафук Салихзянов, впоследствии ставший первым секретарем Параньгинского райкома партии. Здесь родилась и выросла в бедняцкой семье первая комсомолка района Нафиса Юсупова.

В 1918 году выпускница Казанской гимназии Хасана Курмашева открыла в деревне школу для девочек. До этого они учились в доме муллы. В 1922 году была открыта школа I ступени, где обучалось около 40 учащихся. Через четыре года в ней насчитывалось уже 134 ученика, в т.ч. 43 девочки.

В 1923 г. в деревне, состоявшей из 285 дворов, проживало 1592 жителя. Они по-прежнему занимались сельским хозяйством. Часть крестьян в апреле 1925 г.  объединилась в потребительское общество, которое вело заготовительную и торговую деятельность.

Основная же часть сельчан из-за малоземелья испытывала большие трудности. С установлением советской власти широко стал обсуждаться вопрос о переделе земли по числу наличных душ, т.е. по едокам. Однако добиться равномерного перераспределения земель было трудно: существовали близкие  и дальние к деревне поля. Самым дальним полем было купаевское на расстоянии 7-8 км от деревни. Имущественное положение крестьян также сильно отличалось. В деревне выделялись бедняки (66,2%), середняки составляли 30,3%, богатые — 2,6% и батраки — 0,9%. Если у вышеупомянутых деревенских богачей Табековых было более 10 лошадей, у Сагутдина Шамсутдинова — 8, но у многих не было ни одной. Таким приходилось ходить на дальние поля каждый день пешком или жить там в шалашах. В 1928-1929 гг. на купаевское поле с разрешения властей переехало 94 семьи, создав там деревню Игенчеляр (Никкилдем). Около 30 семей бедняков в 1928 году организовали комитет общественной взаимопомощи (КОВ), а Мари-Турекское кредитное общество помогло им приобрести ручную молотилку и веялку.

ФАНИЛЬ МУСИН.

P.S.Искренне благодарю за сотрудничество и предоставление необходимых архивных материалов наших земляков-краеведов — Рафаиза Нурмухаметовича Гайнанова и Наиля Габдулхаковича Бариева.

Источники:  Российский Государственный архив древних актов, Ф 141, Приказные дела старых лет, кн. 592, 1699 г. Книга доимочная Алатской дороги, лл. 1-75.

Российский Государственный архив древних актов Ф.350 Оп.2 Д. 1151, 1157;

Государственный архив Кировской области Ф.176 Оп.2 ДД. 183,612, 908, 1362; Оп.12 Д.1865; Оп.18 Д.1526;

Сборник очерков “История сел и деревень Параньгинского района Республики Марий Эл”, Коллектив авторов, Йошкар-Ола, 2004.