Давайте разберемся

Закусочная «кинеда и засранца»: о новых находках в помпейском термополии

Закусочная «кинеда и засранца»: о новых находках в помпейском термополии

Решив сделать туристам «рождественский подарок», археологи Помпей порадовали и себя. Ученые расчистили термополий — древнеримскую закусочную, которую прежде оставили не до конца раскопанной. Так было сделано несколько замечательных находок и найдены новые жертвы извержения Везувия. Подробнее об этом рассказывает Юлли Улетова, автор проекта «Помпеи: шаг за шагом».

В археологической практике довольно часто приходится исследовать заново уже открытое века назад или возвращаться с новыми задачами на уже изученное место в другом сезоне. Для специалистов Помпей такие «дежа вю» не в новинку.

В 2019 году в Помпеях заканчивали работу в V районе – там, где требовалось укрепление грунта от размывания водой во время дождей. Эти кварталы уже были частично раскопаны в позапрошлом и прошлом веках, но качество этих раскопок оставляло желать лучшего. Вместе с тем фасады домов вдоль уже открытых там улиц было решено привести в туристический вид, как это, например, сделано на улице Изобилия.

Фасады по улице Изобилия в Помпеях, за которыми остались нераскопанные кварталы

Юлли Улетова

Что было

В V районе Помпей весной 2019 года раскопали фасад термополия – древнеримского заведения общественного питания с демократическими ценами и не слишком изысканной, но сытной кухней.

Термополий в V районе в начале раскопок в 2019 году

Parco archeologico di Pompei

Сначала планировалось оставить термополий живописно недораскопанным. Однако роспись прилавка сохранилась настолько хорошо, что администрация Помпей решила сделать туристам дополнительный подарок – полностью расчистить и реставрировать это заведение.

Но раскопки по принятым методикам – дело небыстрое, да еще и пандемия дополнительно задержала археологов. Поэтому представить помпейский «Макдональдс» во всей красоте удалось лишь в конце декабря 2020 года. Но новогодний подарок получила не только публика. Специалисты разных дисциплин, работающие в Помпеях, тоже оказались «в плюсе» – некоторые находки даже при предварительном осмотре рассказывают новые истории о последнем дне Помпей.

 

Что стало

Расскажем обо всем по порядку. Наиболее эффектным открытием термополия остается его прилавок. Он оказался довольно длинным. Прихотливо изгибаясь, прилавок вмещает 11 долий – пузатых глиняных сосудов, которые внутри прилавка сохраняли пищу горячей. А это значит, что либо заведение предлагало широкое меню, либо проходимость здесь была довольно высокой, и требовалось много постоянно готовой еды.

Прилавок термополия

Parco archeologico di Pompei / Luigi Spina

Прилавок термополия

Parco archeologico di Pompei / Luigi Spina

О части росписи, украшавшей прилавок, мы уже рассказывали, но напомним. Нимфа-нереида на морском коньке-гиппокампе в сопровождении двух рыб плывет, играя на лире. А небольшая зарисовка рядом изображает интерьер термополия. Картины разделены рисунком пышного зеленого куста.

Фрески прилавка, открытые в 2019 году

Parco archeologico di Pompei / Luigi Spina

Вновь открытые фасады прилавка демонстрируют не менее затейливые фрески. За очередным кустом следует двойная картина в черной рамке – утки и петух. При этом утки изображены перевернутыми. Забавная мелочь, вызывающее удивление: почему же тогда художник не нарисовал их подвешенными и готовыми к продаже? Но если приглядеться, становится ясно, что тушки уток лежат на столе.

Фрески с изображением уток и петуха

Parco archeologico di Pompei / Luigi Spina

Несомненно, и утки, и петухи в каком-то виде присутствовали в меню заведения, и фреска в некотором роде служила рекламой.

За птицами следует еще одна картина – сидящая на цепи недружелюбная собака. За этой фреской стоит, можно сказать, целый жанр помпейского интерьерного декора. Нам известны как фрески, так и мозаики с изображением таких цепных псов. Некоторые из картин несут недвусмысленную надпись CAVE CANEM – «берегись собаки».

Придверные мозаики с изображением цепных псов из домов Помпей

Юлли Улетова

Придверные мозаики с изображением цепных псов из домов Помпей

Юлли Улетова

В прошлом археологи находили и настоящего такого хранителя дома — пса, которого «заботливые» хозяева забыли взять с собой при бегстве из города или хотя бы спустить с цепи.

Гипсовый слепок погибшей в Помпеях собаки

Antiquarium di Boscoreale

Бедная собака последние часы своей жизни извивалась на цепи, пока не задохнулась и не была засыпана лапилли. Последовавший затем пирокластический поток лишил ее скелет плоти, что в XX веке позволило археологам сделать отливку по оставшейся от тела полости. Мы уже рассказывали о таких фигурах , а недавно даже показывали, как археологи их делают.

На рамке картины с собакой обнаружилось пикантное граффито «NICIA CINAEDE CACATOR» (Никий/Никия – кинед и засранец). Назвав Никия кнедом, автор обвинил его в оказании гомосексуальных услуг другим мужчинам за деньги — скорее всего, просто имея в виду, что Никий нехороший человек. Археологический парк Помпей предполагает, что надпись могла быть адресована хозяину или работнику харчевни.

Фреска с изображением цепного пса и граффито

Parco archeologico di Pompei / Luigi Spina

Стены термополия тоже были украшены фресками – белые панели с желтыми и тонкими красными рамками в центре имели картинки, соответствующие профилю заведения. А роспись верхнего яруса стен  нарочито небрежно изображает облицовку, как в «I стиле». К сожалению, декор сохранился лишь на одной стене.

Стена термополия с сохранившейся росписью

Parco archeologico di Pompei / Luigi Spina

Теперь о находках

В термополии, помимо утопленных в прилавок долий, сохранились 9 амфор, бронзовый ковшик-патера, две фляги и небольшой горшочек-олла. Часть этих предметов нам показали еще в 2019 году.

Амфоры и ковшик, оставленные около прилавка

Parco archeologico di Pompei

В одном из горшков-долий найдены следы содержимого: свиные, козьи, рыбные и, как и предсказывалось, утиные кости. А также остатки наземных улиток. Сытная, должно быть, была похлебка.

Один из сосудов предназначался под вино. В нем остался сосуд поменьше – его использовали для розлива. На дне винной «бочки» археологи нашли дробленые зерна. В приписываемом древнеримскому гурману Марку Габию Апицию трактате «О поварском деле» этот кулинарный прием рекомендуется для осветления вина, что заодно меняло и его вкус. Получается, что хозяин нашей харчевни (или кто-то из его работников) выполнял и функции сомелье.

А в углу между двумя входами в термополий археологи обнаружили полный скелет еще одной собаки — но не цепной, как прошлая находка, а небольшой комнатной собачки, 20-25 сантиметров в холке. Такая собака, как и сейчас, не имела никакой практической пользы, а предназначалась просто в компаньоны. В римскую эпоху комнатные собачки были не слишком распространены. И данная находка – дополнительное свидетельство особенного подхода к собаководству у древних римлян.

Нашлись в термопилии тела не только домашних питомцев. В задней комнате заведения нашли останки мужчины возрастом около пятидесяти лет, где, похоже, стояла кровать. На это указывает и закуток, где ее было бы удобно поставить, и металлические гвозди, и даже сохранившийся фрагмент древесины.

Еще одни человеческие останки были обнаружены внутри одного из долий. Поскольку древняя «кастрюля» в фастфуде – место для них совсем не подходящее, археологи предполагают, что и это сделано в XVII веке. Мы уже рассказывали, какими варварскими методами добывали античные артефакты «черные копатели» XVII века, да и официальные королевские раскопщики столетием позже. Специалисты Помпей считают, что кто-то из таких «поисковиков» зачем-то перетащил часть костей мужчины из подсобки за прилавок.

Костные останки, обнаруженные археологами при раскопках термополия

Parco archeologico di Pompei / Luigi Spina

Костные останки, обнаруженные археологами при раскопках термополия

Parco archeologico di Pompei / Luigi Spina

 

Что дальше

Однако на этом исследования вовсе не закончены. Наоборот, лабораторные «раскопки» только начинаются. Например, следы пищи в горшках прилавка помогут восстановить меню заведения. В свою очередь, эти данные подтвердят или обогатят наши знания о диете небогатых помпейцев и их кулинарных предпочтениях. А тщательное изучение человеческих останков даст больше информации о возрасте и здоровье погибших.

И напоследок предлагаем взглянуть на фасад термополия, выходящий на тупиковую улочку.

Фасад термополия с рельефом и надписями

Parco archeologico di Pompei

Первое, что бросается в глаза, – необычный рельеф на стене. Да-да, вам не показалось, это действительно фаллос. О нем мы тоже рассказывали в прошлом году, так что кратко напомним. Этот знак в рамках культовых воззрений и в контексте украшения интерьера для древних римлян не значил ничего эротического. И, конечно, не был указателем на бордель, как считают многие туристы. Этот знак плодородия защищал от сглаза и осенял удачей прохожих и посетителей харчевни.

Кроме рельефа, на стене видны две надписи, сделанные красивым шрифтом. Они относятся, скорее всего, к последним выборам в администрацию Помпей. Хорошо прочитываются имена кандидатов, которых рекомендуют соседи, – Капрасий и Альбуций. Интересно, смогли ли они покинуть город во время извержения вулкана и узнаем ли мы когда-нибудь их дальнейшую судьбу?

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть