Физика

Во Фленсбургском метеорите нашли самые старые карбонаты в Солнечной системе

A. Bischoff et al. / Geochimica et Cosmochimica Acta

Ученые обобщили результаты всех исследований метеорита Фленсбург. Оказалось, что в нем содержатся самые старые карбонаты во всей Солнечной системе. Статья опубликована в журнале Geochimica et Cosmochimica Acta.

В сентябре 2019 над побережьем Северного моря пролетел болид. Через день житель немецкого города Фленсбурга нашел на своем участке странный камень, покрытый черной коркой. Друзья посоветовали ему сообщить о находке в Международную Метеорную Организацию. Так к ученым попал осколок болида. На то, что камень — метеорит, указали космические радионуклиды в его составе. Его разделили на несколько частей, каждую из которых исследовали разными методами в лабораториях по всему миру. На это ушло больше двух лет.

a) Метеорит Фленсбург. b) Часть метеорита, от которой откололась черная корка. c) Изображение части метеорита, от которой откололась корка, под электронным микроскопом. d) Сульфидные пластинки, которые заметны на поверхности метеорита под электронным микроскопом.

A. Bischoff et al. / Geochimica et Cosmochimica Acta

До недавнего времени результаты этих исследований не были обобщены. Но о некоторых свойствах метеорита ученые уже сообщали. Например, оказалось, что он относится к углистым хондритам. Этот тип хондритов образовался дальше всего от Солнца. В них присутствуют вода или минералы, по которым можно сделать вывод о наличии воды в прошлом. Такие хондриты падают на Землю крайне редко (они составляют примерно пять процентов от всех хондритов).

Ученые из Германии, США, Франции, Швейцарии и других стран вместе опубликовали статью с подробным обзором характеристик метеорита. В публикацию вошли результаты всех исследований, его минералогический, химический и изотопный составы.

Авторы оценили возраст карбонатов в породе. Для этого потребовался сложный изотопный анализ: зерна карбонатов чрезвычайно малы, поэтому измерения проводились в диапазоне нескольких микрометров. Для анализа использовали изотоп 53Mn. Он накапливается в космических объектах и распадается до 53Cr. По отношению количества материнских и дочерних ядер можно определить возраст объекта, если речь идет о миллиардах лет. В случае с метеоритом Фленсбург это около четырех с половиной миллиардов. Установлено, что его астероид-родитель и карбонаты образовались всего через три миллиона лет после первого твердого тела в Солнечной системе.

Эти карбонаты на миллион лет старше, чем те, что содержатся в других типах углистых хондритов. Судя по изотопному составу, они возникли из горячей жидкости вскоре после образования родительского астероида. Это делает метеорит Фленсбург свидетельством существования небольших богатых водой объектов в ранней Солнечной системе. Возможно, именно такие метеориты доставили воду на Землю.

Мы уже писали о том, что углистые хондриты заподозрили в доставке воды на нашу планету. Про другой углистый хондрит, метеорит Альмахата Ситта, можно почитать здесь.